• Главная
  • Список страниц
  • Поиск по сайту

logo


  • Главная
  • Работа с молодежью
  • Преодоление заикания
  • Классный руководитель
  • Материалы
facebook
linkedin
twitter
vimeo


Сущность понятия «контроль» как элемент учебного процесса

Общепризнанно, что контроль знаний является обя­зательной составной частью процесса усвоения обучаемыми знаний, уме­ний, навыков. Не может быть усвоения без выполнения всех перечислен­ных выше трех видов действий учебной деятельности.

Из этого следует, что без научно обоснованного, тщательно спла­нированного организованного контроля за процессом и результатами учебно-познавательной деятельности невозможно педагогическое руко­водство и управление формированием личности учащегося. Наши теоре­тические исследования и проведенный эксперимент позволяют утверж­дать следующее.

Наряду с констатацией и оценкой качества завешенного этапа учеб­ного процесса, контрольные процедуры должны обеспечивать целенап­равленную реализацию обучающе-воспитывающей функции, т.е. в процессе выполнения контрольных заданий учащиеся должны продолжать обучаться, развиваться и воспитываться.

Целесообразность такого акцентирования обучающе-воспитывающей функции контроля подтверждается мнением многих дидактов. Е.И. Перовский указывал, что наряду с совершенствованием проверяемых зна­ний, формированием у учащихся соответствующих умений и навыков, «про­верка содействует развитию памяти и мышления у учащихся, твердой воли и настойчивости как черты характера: .помогает ученику лучше узнать самого себя, вернее оценить свои силы и возможности» [9, с.84.]

Т.И. Ильина, отмечая чисто дидактические функции контроля, уде­ляет особое внимание обучающе-воспитывающей функции: «Обучающая функция проявляется в слушании классом хорошего ответа учащегося, активном участии в опросе, повторении про себя, готовности к возмож­ному привлечению к опросу, прослушивании дополнительных поясне­ний учителя, повторении и закреплении опрашиваемым выученного ма­териала, лучшем понимании и усвоении материала при разборе. Воспи­тывающая функция состоит в дисциплинировании учащихся, приучении их к систематической работе и выработке воли, содействует объектив­ной самооценке, воспитанию чувства собственного достоинства» [5, с.44.]

Н.Г. Дайри [4, с.42] пишет, что проверка «может и должна реали­зовать не только функции контрольную и оценочную, но также обучаю­щую, развивающую и воспитывающую. Решающая роль в создании та­кого климата, когда учащиеся учатся охотно, прилежно, желают быть опрошенными, принадлежит усвоению на самом уроке главного содер­жания темы; оно закладывает основу дальнейшей успешности учебного процесса. Проверка стимулирует усвоение нового и на самом уроке, и дома, а затем не только выявляет, но и обогащает достигнутое».

Р.Ф. Кривошапова и О.Ф. Силютина [6,с.63] отмечают следующие функции проверки и оценки в учебном процессе: ориентирующую, диаг­ностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую, контроли­рующую и управляющую.

По мнению С.Ф. Сухорского [13,с.53] тематическая система конт­роля положительно влияет на систематизацию и обобщение изучаемого материала, способствует мобилизации воли учащихся на конкретную работу по каждой учебной теме, усиливает концентрацию внимания уча­щихся на главном и наиболее существенном в знаниях и умениях, повы­шает у учащихся чувство ответственности и дисциплинированности.

Таким образом, проведённый краткий обзор мнений дидактов по­зволяет сделать вывод о том, что в процессе контроля должны решаться следующие задачи:

- целенаправленное формирование мотивации учения,

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

О сайте

Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.

Навигация

  • Главная
  • Кооперативное образование России
  • Работа с одаренной молодежью
  • Преодоление заикания
  • Классный руководитель
  • Классификация методов обучения
  • Каллиграфия
  • Материалы

История развития педагогики

  • Зарождение систем воспитания
  • Развитие педагогических систем зарубежом
  • Становление и развитие педагогики в России

Концентрированное обучение

  • Модели, предшествующие концентрированному обучению
  • Параллельная система обучения
  • Интегрированные уроки

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edufact.ru