Велико значение топонимики для школьного краеведения. Учитель должен уметь не только удовлетворить естественное любопытство школьников, ответив на вопрос: «Почему так называется?», но и направить зародившийся интерес в русло самостоятельного поиска ответа. Для этого необходимо сообщить юным краеведам основные принципы образования топонимов, проиллюстрировать их примерами. Каждый уголок нашей страны имеет свою содержательную, «говорящую» топонимику. Весьма интересна в этом плане, например, средняя полоса России, районы с богатым историческим прошлым, районы формирования Русского централизованного государства. Не менее интересны для изучения названия географических объектов, находящихся на территории нашего края, так как, например, одна и та же гора имеет несколько названий, происхождение которых связано с языками многочисленных народов, населяющих Ставрополье.
Иногда топонимы выводят на сложнейшие загадки истории. Список загадочных топонимов можно продолжать до бесконечности, В каждом районе, в каждом уголке нашей страны есть свои, «зашифрованные» историей названия.
Школьные краеведы не должны ограничиваться одним только изучением топонимики. Названия - это такие же памятники старины, как древний курган или белокаменный собор. Следует бережно охранять хорошие, «говорящие» исторические названия. Всякое переименование должно быть оправдано, исторически обосновано. Вместе с тем школьные краеведы могут оказать воздействие и на выработку новой топонимики. Раскрывая яркие страницы в истории края, выявляя героев-земляков, школьные краеведы должны всячески пропагандировать свои открытия, стремясь на деле осуществить девиз «Никто не забыт, ничто не забыто»[8, С. 216].
Составной частью ономастики, одним из ее разделов является антропонимика - наука о собственных именах. Изучение имен может дать интересный общеисторический и историко-краеведческий материал. Имена людей прошлого, так же как и имена современников, по-своему отражают этнические, социальные и культурные особенности данной общности людей.
Изучение фамилий позволяет проследить миграционные процессы, происходящие в обществе, выяснить происхождение, родословную интересующего нас человека. История имен по-своему отразила историю страны, перемены в ее духовной жизни.
Важным направлением школьной краеведческой работы может стать собирание и изучение памятников устного народного творчества.
Устное народное творчество, передаваемое из поколения в поколение, донесло до нас воспоминания о давних временах истории России и ее регионов.
Каждый из жанров фольклора - сказки, былины, предания, песни, пословицы - в присущих ему формах передает образы и представления разных исторических эпох. Здесь можно услышать и радость давних великих побед Руси над степняками, и горечь крестьянской крепостной неволи, и едкую присказку бродячих скоморохов.
Фольклор каждого столетия составлял многообразную картину русской жизни, в типичных образах показывал характерные социальные и бытовые явления, давал им оценку с народной точки зрения.
Для изучения богатейшего фольклорного наследия народов нашей страны, и в первую очередь русского народа, требуется, прежде всего, систематизировать его формы, выявить внутри каждой из них различные хронологические пласты. Произведения, записанные собирателями фольклора, стали предметом научного исследования.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.