• Главная
  • Список страниц
  • Поиск по сайту

logo


  • Главная
  • Работа с молодежью
  • Преодоление заикания
  • Классный руководитель
  • Материалы
facebook
linkedin
twitter
vimeo


Комплексная оценка компетентности будущих педагогов

Педагогу важно понять, как с помощью предложенных средств можно оценить компетентность студентов, что актуализирует вопрос о критериях измерения уровня сформированности компетенций. Критерии – это объективные показатели выраженности оцениваемого параметра, которые выявляются в процессе наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представляемого результата [8].

Оценивание устных ответов можно осуществлять на основе следующих показателей:

1) студент демонстрирует умение использовать учебный и научный материал для решения поставленной задачи, способность устанавливать внутри- и межпредметные связи в содержании;

2) отвечающий умело привлекает личный опыт в качестве иллюстрации или аргументации тех или иных теоретических положений;

3) ответ содержит собственное мнение по вопросу, студент аргументированно отстаивает свою позицию;

4) отвечающий умеет обобщать сказанное, подводить итоги, осуществлять самооценку;

5) студент демонстрирует готовность к дальнейшему обучению и развитию.

Перечисленные критерии доводятся педагогом до сведения студентов на первых занятиях (вывешиваются на информационных стендах или внутреннем сайте вуза). Преподаватель или внешний эксперт в соответствии с ними определяет условный балл сформированности признака и фиксирует его в таблице комплексной оценки.

В качестве индикаторов измерения компетенций можно предложить задания практикоориентированной направленности. Они формулируются как межпредметные задачи, содержание которых отражает проблемы, возникающие в обыденной жизни или в профессиональной деятельности.

В зарубежной педагогической практике неоднократно предпринимались попытки определить уровень компетенций с помощью тестирования. С этой целью разрабатывались тесты минимально допустимой компетентности выпускников образовательных учреждений (Minimum Competency Test). Поскольку задания данных тестов должны были выполнять все выпускники, допущенные учебным заведением к аттестации, то сложно говорить о них как о методе объективного измерения испытуемых с разным уровнем подготовленности. Тесты минимальной компетентности позволяли проверить состояние образования в учебных заведениях и степень соответствия подготовки обучающихся минимальному уровню усвоения. Однако результаты такого тестирования не позволяли установить наличие знаний и умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, не выявляли потенциальных возможностей развития будущего специалиста.

Вместе с тем в педагогической практике достаточно широкое распространение получили квалификационные тесты, разделяющие тестируемых на группы подготовленных и неподготовленных. Это так называемые mastery tests. Результаты в данном случае интерпретируются с позиции критериальноориентированного подхода. Использование mastery tests рассчитано не на сравнение учебных достижений студентов, как это делается в тестах с нормативноориентированной интерпретацией результатов, а на оценку уровня подготовленности каждого испытуемого в соответствии с неким заранее заданным критерием, в качестве которого может выступать минимально необходимый уровень сформированности профессиональных компетенций. Он определяется с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

Однако компетентность предполагает более высокий уровень подготовленности, чем соответствие требованиям ГОС, так как включает не только знания и умения, но и опыт деятельности, достижения и личностные качества студента. Важно оценить познавательную активность, творческий потенциал обучающихся. Эти качества необходимы для развития профессионального мастерства. С этой целью составляются кейсизмерители в виде специальных проблемных задач, в которых студенту предлагают осмыслить жизненную или профессиональную ситуацию. При их решении он должен использовать понятия и методы из разных учебных дисциплин, переносить технологии из освоенной области в новую сферу, строить модели и оценивать их адекватность. В этом случае имитируется профессиональная ситуация. Совокупность таких ситуационных моделей называют кейсом [9]. Работа над ним может осуществляться как в самостоятельном режиме, так и в сотрудничестве с другими студентами, с привлечением научной литературы для обоснования своего выбора оптимального решения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

О сайте

Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.

Навигация

  • Главная
  • Кооперативное образование России
  • Работа с одаренной молодежью
  • Преодоление заикания
  • Классный руководитель
  • Классификация методов обучения
  • Каллиграфия
  • Материалы

История развития педагогики

  • Зарождение систем воспитания
  • Развитие педагогических систем зарубежом
  • Становление и развитие педагогики в России

Концентрированное обучение

  • Модели, предшествующие концентрированному обучению
  • Параллельная система обучения
  • Интегрированные уроки

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edufact.ru