- Какими вы представляете себе героев рассказа?
- Опишите, каким вы видите Ниагарский водопад?
- Какое слово помогает увидеть Ниагарский водопад?
(Читается текст до второй остановки. Предлагается заполнить таблицу)
Бешеный гигантский поток подхватил доверчивых птиц и с неистовой силой увлёк их к самому краю водопада. Мальчик зажмурился и бросился ничком на камни. Когда он открыл глаза, река была пуста.
Отец с сыном опустилиськ ледяному мосту. Перекрывая яростный шум водопада, нёсся жалобный предсмертный крик белоснежных птиц и возгласы собравшихся зрителей.
На ледяном обрыве лежала истекающая кровью, перебитая стая – всё, что осталось от великолепного отряда. Их мскалеченные тела, предсмертные судороги могли бы расторить даже каменные сердца.
|  
 Ключевые слова, Словосочетания Бешеный гигантский поток Жалобный предсмертный крик Возгласы собравшихся зрителей Искалеченные тела Каменные сердца  |   
 Толкование Огромная скорость воды, предостережение; Лебеди погибали, становится их жаль; Люди пытаются им помочь  |  
- Какие у вас возникают вопросы?
- Какого развития событий вы ожидаете после этих строк? (Большинство ожидает, что люди бросятся им на помощь и постараются спасти тех, кого ещё можно спасти)
(Чтение текста до третьей остановки. Заполнение таблицы)
Толпы людей, кто с камнями, кто с палками добивали беспомощных птиц. Они выхватывали их друг у друга, ссорились. Джимми заметил, что несколько лебедей не пострадали, но прежде, чем он успел до них добраться, взрослые люди забили их насмерть. «Перетаньте! - кричал Джимми. – Отпустите их!» - «Какбы не так! – рявкнул здоровенный мужчина. – Эти птицы стоят двадцать долларов за штуку! Я заберу их всех!» Последние из тех, что пытались подняться, одна за другой падали на землю, пока не остался один-единственный лебедь. Джимми кинулся к жертве и загородил её своим худеньким детским телом от занесённой дубинки.
|  
 Кто?  |   
 Какой?  |   
 Что делает?  |  
|  
 Лебеди Джимми Люди  |   
 Беспомощные, Искалеченные… Добрый, худенький…  |   
 Погибают… Защищает, помогает…  |  
(Чтение текста до четвёртой остановки)
Так случилось, что спасти эту прекрасную птицу удалось маленькому мальчику. Он завернул её в свою куртку, привёз домой и раздвинул прутья клетки, чтобы она свободно могла гулять во дворе. Многие жители городка советовали Джимми посадить лебедяза решётку или отдать в музей.
- Что нового вы можете сказать о характере Джимми?
- Закончите историю о мальчике Джимми.
(Работают самостоятельно, пишут концовку рассказа, затем в классе обсуждаются варианты ответов, читается окончание, сравнивается)
(Открытый финал)
Он не соглашался. Шли дни, а лебедь оставался у Джимми и казался довольным. Но в один особенно яркий майский день лебедь расправил свои царственные крылья и поплыл вверх. Джимми следил за ним глазами, полными печали, но и несказанной радости, пока лебедь не исчез в вышине.
3. Стадия рефлексии
(Ситуация актуализации и осмысления приобретённого читательского опыта, обобщение на уровне личностных впечатлений. Учащимся предлагается выполнить следующее задание: подчеркните одной чертой те наблюдения, которые у вас не вызывают протеста, осуждения, а двумя – те, что вы не можете принять. Ученики обсуждают в парах результаты выполненного задания)
- Какие два мира противопоставлены в сюжете расказа? (природа и люди)
(Далее подбираются слова, которыми можно охарактеризовать образ злав каждом из этих миров)
- Сформулируйте идею рассказа.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.
